Обо мне О тюнинге Ликбез Товары Предложения Отзывы Записаться


Читать о разнице между путевым и абсолютным расходом топлива на Дзене


Расход топлива


Ещё с советских времён, когда советские автомобили в "экспортной" комплектации оснащались двигателями меньшего объёма, в головах россиян сложился стереотип: чем меньше объём двигателя - тем меньше расход топлива. Стоит отметить, что в эпоху "карбюраторов" этот стереотип имел под собой вполне реальную основу, между тем, представить, сколько способна сжечь бензина "Ока" с установленным на неё карбюратором от "Нивы" попросту страшно...

Впрысковой мотор отличается от карбюраторного тем, что впрыском "заведует" электронная система управления, которая впрыскивает столько топлива, сколько считает нужным. На этом этапе важно понять, что электронная система управления при одинаковом программном обеспечении и одинаковой производительности инжекторов (форсунок) будет впрыскивать почти одинаковое количество топлива как в "литровый", так и в двух литровый мотор.

Таким образом, на расход топлива двигателя, оснащённого электронной системой впрыска влияют два типа факторов: объективный (соотношение развиваемой мощности, веса автомобиля и передаточного числа трансмиссии) и субъективный (адекватность работы системы впрыска).


Объективные факторы, влияющие на расход


В первую очередь я хотел бы каснуться веса автомобиля. Для того, чтобы сдвинуть с места гружёную тележку, нужно приложить определённые тяговые усилия. Силач справится с этой задачей, затратив меньше ресурсов своего организма, у человека не подготовленного этот процесс будет сопровождаться учащённым дыханием и сердцебиением, повышенным потооделением. С двигателем всё примерно так же. При разгоне и уверенном (без потери скорости) подъёме в гору на одной и той же скорости одного и того же автомобиля более мощный двигатель будет испытывать меньшую нагрузку, менее мощный - будет работать ближе к пределу своих возможностей, для чего ему потребуется дополнительная порция горючего (подобно тому, как мы начинаем больше потреблять кислорода из окружающего воздуха при физических нагрузках).

Давайте на минуту забудем про объём двигателя и сравним мощность двигателя и вес автомобиля на примере ЗАЗ SENS и ВАЗ 2110. Двигатель SENS развивает 70 лошадиных сил, а сам SENS весит 1085 кг. Карбюратоный двигатель "десятки" развивает 72 лошадиные силы, а весит она 1010 кг. Мы видим, что в случае с SENS на одну лошадиную силу приходится 15,5 кг веса, а в случае с "десяткой" - всего 14. Надеюсь, теперь понятно, почему 1.3 SENS не может потреблять в среднем топлива меньше, чем 1.5 "десятка"... Я сознательно сравнивал SENS с "десяткой" так как они находятся в одной весовой категории и двигатели этих автомобилей технологически очень близки. К сравнению с "десяткой", только уже "инжекторной", мы ещё вернёмся в разделе субъективных факторов.

Не зависимо от того, какая система впрыска используется, для наибольшей эффективности (наименьшего расхода топлива при наибольшей развиваемой мощности) двигатель должен быть правильно собран и исправен. В этой связи я особо хочу отметить роль системы газораспределения. Зачастую в случае с 1.3 мотором после обрыва ремня ГРМ наблюдается ухудшение характеристик двигателя (в случае с 1.5 двигателем вовсе не избежен ремонт). Связано это с тем, что на один оборот распределительного вала приходится два оборота коленчатого вала:

При обрыве ремня синхронизация может быть нарушена (метки на шкивах при этом сойдутся). Отследить этот момент возможно ТОЛЬКО с помощью компьютерной диагностики либо компрессометра. Повышенное давление воздуха во впускном коллекторе на холостом ходу (340 мм.рт.ст. и выше) и пониженная компрессия, к тому же сильно отличающаяся по цилиндрам могут быть следствием нарушения синхронизации. В этом случае необходимо снять ремень ГРМ, провернуть распредвал на пол оборота и установить ремень. Повышенное давление воздуха на впуске при нормальной компрессии может быть следствием внештатного "подсоса" воздуха во впускной коллектор, например при повторном использовании старой прокладки коллектора или после установки фольгизированной прокладки.


Субъективные факторы, влияющие на расход


Перввый фактор, на который я хочу обратить Ваше внимание находится на стыке объективных и субъективных: это - инжекторы. На автомобилях SENS и Chance применяются двух-струйные форсунки со средней производительностью, покрывающей потребности полуторалитрового мотора. Для сравнения, "инжекторные" ВАЗ 21099 и "Нексии" образца конца 90ых годов комплектовались более предпочтительными четырёх-струйными форсунками. Четыре более тонких струи по сравнению с двумя более насыщенными способствуют лучшему приготовлению топливо-воздушной смеси, в результате чего снижается токсичность выхлопа и увеличивается тепловая эффективность двигателя (большая мощность при меньшем расходе). Но законы рынка таковы, что производители вынуждены экономить. На инжекторах в том числе. В случае с Chance 1.5 вовсе применяются форсунки с большей производительностью (покрывающей потребности двух-литрового мотора). В сочетании в повышенными температурой и давлением выпускных газов вследствии установки каталитического нейтрализатора отработанных газов непосредственно на приёмной трубе это ведёт к увеличению расхода топлива в сравнении с "Нексией" (старого обраца) с аналогичным 1.5 мотором.

Первое, на что обращают внимание диагносты при диагностике инжекторного автомобиля с повышенным расходом топлива - это датчик кислорода. И тут есть определённая зависимость экологического класса автомобиля (2, 3, 4) и значения лямбда-зонда для рахода топлива. На устаревших системах впрыска соотношение качества и количества смеси обкатывалось производителями программного обеспечения блоков управления более тщательно, а задача датчика кислорода заключалась лишь в корректировке изначальных значений. В случае с блоками управления третьего, а особенно четвёртого экологического класса, базовый состав смеси задан зачастую эвристичекси, с максимальным обеднением, а датчик кислорода получил большие "права" на изменения изначальных значений. По этой причине авария лябда-зонда на автомобилях большего экологического класса ведёт к более значительному увеличению расхода топлива, чем аналогичная авария (неисправность) на автомобилях более раннего экологического класса.

Различные версии программного обеспечения одного и того же блока управления так же демонстрируют различия в поведении мотора, и в частности, в расходе топлива. Наименьшую роль в расходе топлива датчик кислорода играет в ПО 092 Евро-2 (блок управления М10.3), дефектными признано ПО 096 (Евро-2) и 107 (Евро-3). Наиболее оптимальным является ПО 111 и 146. Определить тип ПО можно по наклейке на блоке управления: необходимо найти в маркировке строку, состояющую из сочетания букв и цифр, начинающуюся с "М11". Например, М114151SK134437. Пятый, шестой и седьмой символы (в нашем случае 151) и будут отражать тип ПО. Следует учесть, что ПО второго экологического класса 1.3 двигателя (092, 096) расчитано на работу с 46мм дроссельной заслонкой (2112), а ПО третьего и четвёртого экологического классов 1.3 двигателя - на работу с 40мм дроссельной заслонкой (3071). ПО третьего экологического класса может быть заменено на ПО 2 класса, а вот наоборот - нет. Дефектное ПО необходимо заменить (откатить либо обновить): 096 "откатываем" до 092, 107 - обновляем до 111. При замене дроссельной заслонки на 2112 так же целесообразно откатить ПО до 092. Следует учесть так же, что блоки М113 не работают с ПО 146 и 151, а блоки М114 не работают с ПО 092, 096, 107, 111 и 125. Обратите внимание на четвёртый символ в строке маркировки (3 или 4) перед заменой программного обеспечения!


Манера езды


Одним из основополагающих в расходе топлива субъективных факторов принято считать манеру езды. И зачастую это действительно так. Меня часто спрашивают, как нужно ездить, чтобы расходовать меньше топлива. Прежде всего хочу предостеречь всех от концентрации внимания на расходе топлива и манере езды во время движения. Всё внимание - НА ДОРОГУ! Ну а если Вам по воле судьбы посчастливилось в 4 утра, пока весь город спит, выехать, к примеру, в сторону аэропорта, можете поэксперементировать. На эффективность потребления топлива оказывают влияние 2 основных фактора и их соотношение: первый - это нагрузка на двигатель, второй - обороты двигателя. Чтобы было понятно: когда автомобиль работает на холостом ходу, фары и отопитель выключены, вентилятор охлаждения не работает - двигатель потребляет одно колличество топлива на единицу времени (литров в час), после того как Вы включите отопитель (печку), фары и обогрев стекла двигатель начнёт потреблять топлива больше, хотя обороты холостого хода останутся теми же. Это происходит потому что нагрузку на двигатель даёт генератор, которому для выработки большего тока нужен больший крутящий момент. По этой же причине при движении в гору двигатель потребляет так же больше топлива, чем при движении по прямой ровной дороге. У каждого двигателя внутреннего сгорания есть диапазон оборотов, при достижении которых он развивает максимальную мощность и крутящий момент. 1.3 двигатель (МеМЗ) развивает максимальную мощность при 5000 об\митн, а максимальный крутящий момент при 3700 об\мин (мощность отвечает за тяговитость, а крутящий момент - за динамику). Это значит, что наименьшее колличество топлива при разгоне двигатель будет потреблять при оборотах от 3000 до 4000, а при движении на крутой подъём - при оборотах от 4000 до 5000.

При этом, если разгоняться плавно и постепенно, меньше топлива Вы израсходуете на меньших оборотах (2000-3000 для разгона и 1500-2500 при движении накатом). Объясняется это тем, что без нагрузки расход топлива увеличивается пропорционально оборотам двигателя, но чем большую нагрузку мы даём двигателю, тем ближе мы должны придерживаться оборотов, при которых он развивает наибольшую мощность и крутящий момент.

Резюмируя, выходит, что для достижения минимального расхода топлива следует поддерживать наименьшие обороты двигателя при минимальных нагрузках (езда по прямой с поддержанием постоянной скорости), и близкие к максимальным обороты (3000-4500) при разгоне или (3500-5000) при движении на подъём с полезной нагузкой (пассажиры, груз). Кроме того, следует исключить движение накатом с горки на нейтральной передаче, потому как когда включена передача и не нажата педаль "газа" подача топлива в двигатель прекращается (и на этом так же можно сэкономить), а при движении на нейтральной передаче топлива расходуется больше, чем в режиме холостого хода при простое.


Почему по городу расход намного больше


Во-первых, средняя скорость движения по городу меньше, а следовательно, мы преодолеваем меньшее расстояние за единицу времени работы двигателя. Во-вторых, существенную порцию лишнего топлива мы сжигаем при переключении передач: ускорительный насос впрыскивает дополнительную порцию бензина, одновременно ваккумный корректор зажигания делает отскок угла опережения зажигания с целью предотвращения детонации и улучшения плавности хода.


Почему "десятка" ("Самара") "кушает" меньше?


Система управления "Жигулей" работает по MAF-сенсору (датчик расхода воздуха), система управления "Шансоланосов" - по MAP-сенсору (датчик давления воздуха). У каждой из систем есть свои достоинства и свои недостатки. Так, системы на основе MAF (ДМРВ) демонстрируют большую экономичность в городском цикле, но меньшую при движении по трассе, к тому же срок службы MAF = 50-100 тысяч километров, ресурс же MAP (ДАД) в случае с 1.3 мотором - не ограничен. При движении по трассе SENS (Chance 1.3) способен преодолевать свыше 200 км на одной канистре (10л), ни одни "Жигули" на это не способны. А вот при движении по городу SENS может "взять" 10 и даже более литров на 100 км пробега при том, что "десятка" уложится в 8.


А лучше всё же погорячее!


Чем выше температура двигателя - тем меньше расход топлива. Отслеживайте состояние термостата, укрывайте на зиму радиатор охлаждения и учитывайте прогревы при вычислении расхода топлива, особенно зимой! При частых кратковременных поездках в зимнее время расход топлива на исправном автомобиле может доходить до 15 литров в пересчёте на 100 км суммарного пробега.


Каков нормальный расход топлива для SENS\Lanos (Chance)?


Как снизить расход топлива


1. Проверьте и при необходимости замените ДК (лямбда-зонд).

2. Проверьте и при необходимости замените свечи зажигания, желательно на BRISK Forte (A-line 13) или NGK V-line №2 (BPR6E).

4. Проверьте и при необходимости замените термостат.

5. Замените инжекторы (форсунки), желательно на четырёх-струйные Siemens DEKA 6393.

6. Скорректируйте манеру езды



<