Обо мне О тюнинге Ликбез Товары Предложения Отзывы Записаться


Блок Управления двигателем


Электронный Блок Управления (ЭБУ) - это автомобильный компьютер, формирующий сигналы управления для исполнительных устройств систем впрыска топлива и зажигания на основании получаемых от датчиков параметров. В составе ЭБУ имеется чип (микросхема памяти), в которую записана программа управления двигателем. Разные блоки отличаются как программно, так и аппаратно. На автомобилях ЗАЗ применяются ЭБУ "Микас". На автомобилях до 2007 года включительно применялся 55-pin блок управления Микас 7.6 (М7.6), c 2007 по 2009 год включительно на автомобилях Tavria, SENS и Chance 1.3 S применялся блок управления Микас 10.3+ (M11.0.0), с 2009 года на всех автомобилях ЗАЗ применяются ЭБУ Микас 10.3\11.4 (М10.3.0).

ЭБУ Микас 10.3+ и Микас 11.4 взаимозаменяемы, хотя программно и не совместимы. Так же Микас 10.3+ частично взаимозаменяем (при замене ДАД на ДМРВ) с ЭБУ Январь 7.2, применяемом на автомобилях ВАЗ семейства "Самара".

На автомобилях Chevrolet Lanos до 2007 года включительно пирименялся ЭБУ Multec IEFI (KDAC), идентичный ЭБУ Daewoo Nexia, с 2008 по 2009 год включительно на автомобилях Chevrolet Lanos и ЗАЗ Chance 1.5 применялся ЭБУ Delphi MR-140, аналогичный применяемым на а\м Chevrolet Lacetti.


Микас 7.6


Применение: Slavuta, Tavria, SENS 2002-2007. 55pin ЭБУ Микас 7.6 используется с 4х контактным модулем зажигания 2112, 4x контактным Датчиком Кислорода Delphi OSP+25368889 и ДАД Siemens SME 5WK96930-R. Внешне блок прямоугольный, почти квадратный, чёрного цвета. В автомобилях Таврия и Славута блок расположен под "бардачком", в автомобиле SENS блок М7.6 расположен под передним пассажирским сидением.

Микас 7.6 программно и аппаратно взаимозаменяем с ЭБУ Январь 5.1 (первая аппаратная реализация), применяемым на автомобилях ВАЗ. Блок диагностирутся через GM-12 диагностическую колодку и программируется отдельно от автомобиля (с демонтажём), с подачей "разрешения программирования". М7.6 поддерживает экологические стандарты Евро-0 и Евро-2 (попарно-параллельный впрыск с контролем токсичности выхлопных газов по CO-потенциометру либо по Датчику Кислорода), имеет обратную связь по каналу детонации, а так же программно поддерживает распределённый впрыск.


Микас 10.3+



Применение: Slavuta, Tavria, SENS, Chance 2007-2009. Существует 3 типа блоков под условным обозначением "М 10.3": Микас 10.3 (в России не встречается), Микас 10.3+, и Микас 11.4 (он же 10.4). Все три блока взаимозаменяемы, но аппаратно и программно НЕ совместимы! Читать о взаимозаменяемости

81pin ЭБУ Микас 10.3+ (M11.0.0) используется с 3х контактной катушкой зажигания 48.3705, 4x контактным Датчиком Кислорода Delphi OSP+25368889 (889) и ДАД Siemens SME 5WK96930-R (110308). Внешне блок прямоугольный, серебристого цвета. В автомобилях Таврия и Славута блок расположен под "бардачком", в автомобилях SENS и Chance блок М10.3+ расположен под передним пассажирским сидением.

Микас 10.3+ диагностируется и программируется через GM-12 (либо OBD-II в случае с автомобилями моложе 2009 г\в) диагностическую колодку (без демонтажа блока). ПО М11.0.0 поддерживает экологические стандарты Евро-0, Евро-2 и Евро-3 (попарно-параллельный и распределённый впрыск с контролем токсичности выхлопных газов и контролем эффективности нейтрализатора), и так же имеет обратную связь по каналу детонации. Разновидностью М10.3 является блок М11.4, отличить блок 10.3+ от 11.4 можно по наклейке на нём (вторая строка начинается с М113...) или по идентификатору протокола KWP (M11.0.0). Блоки М10.3+ практически не убиваемы и имеют большой программный потенциал. ПО блоков М10.3+ поддерживает все возможные комплектации, в том числе комплектацию без ДПДЗ. Заводское ПО 096 и 107 признано дефектным. Рекомендуется обновлять данное ПО до версии 111 или "откатывать" до 092.


Микас 11.4


Применение: ЗАЗ Chance. 81pin ЭБУ Микас 11.4 (M10.3.0) используется с 3х контактной катушкой зажигания 48.3705, 4x контактным Датчиком Кислорода 889 и ДАД 110308 или GM (1.5 8V двигатель). Блок М11.4 является разновидностью блока М10.3, отличить блок 11.4 от 10.3+ можно по наклейке на нём (вторая строка начинается с М114...) или по идентификатору протокола KWP (M10.3.0).

Внешне блок прямоугольный, серо-серебристого цвета. В автомобиле Chance блок М11.4 расположен на переднем правом крыле за обшивкой у ног переднего пассажира.

Микас 11.4 диагностирутся и программируется через OBD-II диагностическую колодку (без демонтажа блока). М11.4 поддерживает экологические стандарты Евро-2, Евро-3 и Евро-4 (попарно-параллельный и распределённый впрыск с контролем токсичности выхлопных газов и контролем эффективности нейтрализатора) и имеет обратную связь по каналу детонации. Блок 11.4 имеет несколько версий бутлодера и базового ПО, в следствии чего блок часто выходит из строя в процессе программирования из-за несовместимости версий, а так же после программных тарировок датчиков сканером или программой, поддерживающим(ей) предыдущие версии (М7.6, М10.3+), но без сертифицированной поддержки М11.4\12.3. Встречаются исходно дефектные блоки с исходно неработающими алгоритмами (такими как коррекция топливоподачи), с которыми расход топлива достигает 15 и более литров.


Микас 11.4+


Применение: ЗАЗ Vida, ЗАЗ Chance четвёртого экологического класса. 81pin ЭБУ Микас 11.4+ используется с 3х контактной катушкой зажигания 48.3705, 4-х контактными датчиками кислорода (ДК 889) и ДАД 110308, GM или Bosch (в зависимости от двигателя). Блок М11.4+ является разновидностью блока М10.3, отличить блок 11.4+ от 11.4 и 10.3+ можно по наклейке на нём (идентификатор 44 вместо 30 - например, М114151SS1344038) или по году выпуска автомобиля Chance (2011 = 11.4; 2012 = 11.4+). Автомобили VIDA комплектуются только М11.4+. Кроме того, маркировка ЭБУ М11.4+ автомобилей VIDA начитается с "PIT..."

Внешне блок прямоугольный, серо-серебристого цвета. В автомобиле Chance блок М11.4+ расположен на переднем правом крыле за обшивкой у ног переднего пассажира. В автомобиле ЗАЗ Vida блок М11.4+ расположен на левом крыле в моторном отсеке (под капотом).

Микас 11.4+ диагностирутся и программируется через OBD-II диагностическую колодку (без демонтажа блока). М11.4+ поддерживает экологические стандарты Евро-2, Евро-3 и Евро-4 (попарно-параллельный и распределённый впрыск с контролем токсичности выхлопных газов и контролем эффективности нейтрализатора) и имеет обратную связь по каналу детонации. Блок 11.4+ имеет отличные от 11.4 версии бутлодера, в следствии чего блок часто выходит из строя в процессе программирования из-за несовместимости версий, а так же после программных тарировок датчиков сканером или программой, поддерживающим(ей) предыдущие версии (М7.6, М10.3+), но без сертифицированной поддержки М11.4\12.3. При попытке установить связь в режиме диагностики с М11.4+ программой или сканером для М10.3 блок уходит в аварийный режим: реле бензонасоса замыкается, выводится световая сигнализация "Ceck Engine", запустить двигатель невозможно. Для восстановления работоспособности ЭБУ необходимо отсоединиться от диагностической колодки и отключить на время аккумуляторную батарею.


Multec IEFI (KDAC)


Применение: Daewoo Nexia, Daewoo Lanos, Chevrolet Lanos. Блок управления Multec используется с 4х контактным модулем зажигания либо с трамблёром и ДАД GM. Блок отличается относительной простотой конструкции. В автомобилях Nexia и Lanos блок управления расположен на переднем правом крыле за обшивкой у ног переднего пассажира.

Блок управления Multec диагностирутся через GM-12 диагностический разъём и программируется автономно (с демонтажём). Блок поддерживает экологические стандарты Евро-0 и Евро-2 (попарно-параллельный впрыск с контрлем токсичности выхлопных газов по CO-потенциометру либо по Датчику Кислорода), не имеет обратной связи по каналу детонации, но имеет переключатель таблиц зажигания (октан-корректор) с возможностью выбора бензина с октановыми числами 83, 87, 91, и 95. KDAC не капризен, но и возможностей тюнинга у него не много. В основном чип-тюнинг Multec сводится к снижению контроля токсичности выхлопных газов и корректировке таблиц зажигания. Самая распространённая проблема автомобилей, оснащённых ЭБУ Multec - неправильная калибровка дросселя (ДПДЗ). Начальное положение дросселя (дроссельная заслонка закрыта) должна соответствовать 0.48 В (+\- 0.02В) на ДПДЗ. При отклонении от этой калибровки в большую сторону - сдвигается зажигание и отключается ЭПХХ, при отклонении в меньшую - наблюдается провал при нажатии на "газ".


Delphi MR-140


Применение: Chevrolet Lacetti, Chevrolet Lanos, ЗАЗ Chance, Daewoo Nexia SOHC. Блок управления MR-140 используется с 3х контактной катушкой зажигания и ДАД GM. Блок не разборный, довольно сложный и капризный. В автомобиле Lanos блок управления MR-140 расположен на перегородке моторного отсека под капотом. В автомобиле Nexia блок МR-140 расположен на переднем правом крыле за обшивкой у ног переднего пассажира.

Блок управления MR-140 диагностирутся через OBD-II диагностический разъём, программируется автономно через K или CAN шину. Блок поддерживает экологические стандарты Евро-2 и Евро-3 (попарно-параллельный и распределённый впрыск с контрлем токсичности выхлопных газов и контролем эффективности нейтрализаора) и имеет обратную связь по каналу детонации. MR-140 - капризный блок (в частности, требует обучения ДПКВ после каждой замены ремня ГРМ), и индикатор "Check Engine" - частый "гость" автомобилей с этим блоком управления. Наиболее распространённые ошибки для этого блока - "низкая эффективность нейтрализатора выхлопных газов" (может появиться уже после 20 000 км пробега) и "множественные пропуски воспламенения в цилиндрах" - ошибка появляется после замены ремня ГРМ и "лечится" программным "обучением" датчика положения коленчатого вала.


Таблица применяемости ЭБУ




Как "убить" блок управления


Если Вы хотите убить блок управления двигателя своего автомобиля - запустите двигатель, отключите все энергопотребители (свет, музыка, обогрев) и снимите клеммы с аккумулятора, не глуша мотор. Верояность успеха 50%. Чтобы убить Микас 7.6 достаточно постоянно запускать двигатель с нажатой педалью "газа". Рано или поздно блок управления придёт в негодность. Проще всего убить Микас 11.4: достаточно поковыряться оголённым проводом в диагностической колодке, или подключиться к диагностической колодке сканером, не поддерживающим Микас 11.4. Если Вы "продвинутый" пользователь и не ищите лёгких путей - попробуйте загрузить в FLASH память ЭБУ 11.4 "прошивку" от 10.3+ :)


Как проверить ЭБУ


При включении зажигания индикатор Check Engine должен загораться (самодиагностика), а бензонасос - качать топливо. Если Check Engine загорается, но насос не качает - скорее всего проблема в цепи насоса. Если при включении зажигания Check Engine не загорается - ЭБУ не отвечает (не исправен или переведён в режим программирования) либо неисправна одна из цепей питания ЭБУ



<